Начиная со студенческих лет много сил и времени уделил вопросам практического санитарного просвещения. Наряду с этим им были опубликованы статьи по вопросам медицинского просвещения.
Первые его студенческие статьи были опубликованы в газете "Кубанские областные ведомости" и журнале "Мусульманин". Они были посвящены поиску путей искоренения различных болезней среди горцев Северного Кавказа. Он предлагает бороться с этими болезнями всем миром, призывает старшее поколение использовать все свое влияние и авторитет для искоренения негативных явлений общественной жизни, в том числе в борьбе с инфекционными заболеваниями. Наряду с вопросами гигиены, санитарного просвещения в них автор затрагивает и такие нравственно-социальные проблемы, как плохие бытовые условия горцев, отсутствие медицинского обслуживания. "За неимением врачей для населения в отделах и округах Северного Кавказа, большинство не лечится совершенно и, конечно, этим порождает новые заболевания", - пишет Исмаил в ... Читать дальше » Прикрепления: Картинка 1 |
В летописи истории КЧГУ обозначено: "В сентябре 1938 года в г. Микоян-Шахар Карачаевской области, Постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР был открыт Учительский институт с тремя кафедрами, который в 1940 году преобразован в Карачаево-Черкесский педагогический институт". Открытие кафедры национальных языков и литератур заключало в себе идею сохранения и развития национальных языков и культур народов региона. Однако в 1943 году работа института приостановилась в связи с известными трагическими событиями, касающимися карачаевского народа. Язык карачаевцев и балкарцев, оказавшийся вне традиционной среды существования, потерпел гуманитарную катастрофу, ослабла его функция моделирования индивидуальной картины мира. Постепенно начал иссякать духовно-нравственный потенциал народа, выраженный в фольклоре, который из-за отсутствия письменности не документировался. В маргинальном состоянии: вне этнической территории, без права изучения родного языка и литературы безвинно репрессированный
...
Читать дальше »
Прикрепления: Картинка 1 |
Дочь Балкарии, просветительница Азербайджана.
Одними из первых горянок на Северном Кавказе, получивших светское образование стали две девушки-балкарки - Ханифа Абаева и Фуза Шакманова, которые обучались в учебном заведении св. Нины в Tифлисе в 1862-1872 гг. Они были первыми не только на Северном Кавказе, но и первыми мусульманками Кавказа, решившимися на этот трудный путь. В ту эпоху, когда деятельность женщины вне семьи осуждалась, это был настоящий подвиг. Ханифа Абаева родилась в высокогорном балкарском ауле Шканты - старинном родовом поместье Абаевых. Отец Ханифы, князь Асланбек, один из первых кавказских офицеров царской армии, после выхода в отставку решительно взялся за дело просвещения своих соплеменников. Свою благородную деятельность он начал с обучения в светских заведениях своих детей. Ханифа проучилась в Тифлисе десять лет. В 1872 году состоялась ее встреча с азербайджанским общественным деятелем Гасанбеком Меликовым (Зардаби), определившая дальнейш ... Читать дальше » Прикрепления: Картинка 1 |
Чингиз АЙТМАТОВ
Трудно было начать эти заметки - ещё не умею думать о нём в прошлом времени. Кажется, вчера лишь, возвращаясь поздним вечером с юбилея, посвящённого памяти Тициана Табидзе, мы бродили по Тбилиси под вековечными платанами в окружении смутно маячивших очертаний гор, и луна плыла над миром. В гостиницу не хотелось. Как бы предчувствуя, что не много нам выпадет таких вечеров, Кайсын упивался стихами, завораживая и меня. Память его поистине была феноменальной. В его сердце жили Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Блок, Есенин, Низами, Физули, Пастернак, Твардовский, Верхарн... Он знал поэтов, как своих родных братьев. Любил и гордился ими. А сколько великих композиторов, художников, философов озаряли его жизнь! Но общение с ними было заповедным. Он готовился к нему. Должен явиться особый час, когда встреча могла бы состояться. И встреча случалась. Как, например, эта: Снег идёт, Как он шёл при моём отце, Снег идёт, Как он шёл для отца в Чегеме. Снег идёт, ... Читать дальше » Прикрепления: Картинка 1 |
Патриарх балкарской поэзии, философ и гуманист. Основоположник балкарской поэзии и балкарского литературного языка Кязим Мечиев прожил нелегкую жизнь, полную испытаний, невзгод и страданий. Но это была одновременно и счастливая жизнь.
На протяжении 86 лет Кязим жил одной судьбой со своим народом. Родился в далеком ауле Шыкы, что в Хуламо-Безенгийском ущелье. Его отец Бекки был прославленным мастером, знал многие ремесла, за что земляки прозвали его "золоторуким Бекки". Кязим рос в семье не один: у него были два брата и пять сестер. Сыновья помогали отцу в кузнице. Кязим вырос у горящего горна под мерный стук молотка. Здесь же в кузнице, вечером односельчане делились новостями, удивительными легендами. С детской жадностью впитывал Кязим богатство народной речи, ее эмоциональность, интонационную мобильность. А потом он создаст язык, язык Кязима "с редчайшей группой крови". Была у отца Кязима мечта - научить сыновей ремеслу и достойно выдать дочерей замуж. Особенно ... Читать дальше » Прикрепления: Картинка 1 |
Мини-чат
Наш опрос
Статистика
Архив записей